Довольно часто клиенты банков в России сталкиваются с нарушением своих прав. Конечно можно обратиться в саму кредитную организацию, но есть ли гарантия того, что вас услышат ?! Расскажем о том, куда можно обратиться с жалобой на неправомерные действия банков. Вообще деятельность кредитных организаций в Российской Федерации попадает под нормативы Федерального закона «О защите прав потребителей». Нельзя обозначить полный перечень нарушений, которые потенциально может допустить банк по отношению к клиенту.
Банки следят за своей репутацией перед клиентами, поэтому стараются устранять отклонения от предписания норм законодательства. Но даже такие компании как ВТБ, СБЕР, Тинькофф, ВТБ-24 не всегда выполняют условия договора при сотрудничестве с клиентом. А в небольших кредитных организация и в МФО нарушения бывают фактически постоянно.
Естественно в первую очередь при нарушении ваших прав следует обратиться непосредственно в банк в котором вы заключили договор. Если на уровне кредитной организации проблема разрешится, то тогда это отлично. Но когда банк не реагирует или не хочет устранять свои ошибки, то тогда обратиться можно в такие организации как:
Конечно обратиться на незаконные действия кредитной организации можно и в судебные органы, но при этом обязательно надо соблюдать порядок досудебного урегулирования спора. Это значит, что сначала следует направить в банк претензию с требованием урегулировать спор. При этом отправлять претензию лучше после того, как вы обратились с жалобой на банк в обозначенные выше финансовые организации.
АРБ является некоммерческой и негосударственной организацией, которая имеет определенные рычаги давления на российские банки. В комплекс ее задач входят функции отстаивания интересов банковского сообщества в Российской Федерации. Вообще Ассоциация Российских Банков является своего рода финансовым омбудсменом, который ищет возможности для решения проблем прежде всего в досудебном порядке. Ассоциация не является контролирующим органом наподобие Центрального Банка России или ФАС РФ. Поэтому она не оштрафует банк за допущенное нарушение, но поможет решить проблему путем компромисса или передачи жалобы клиента в компетентные органы.
Все данные при направлении жалобы надо указывать верно, так как анонимные обращения АРБ попросту не будут рассматриваться. Всего в данной ассоциации состоит 192 члена и из них 111 – это кредитные организации. То есть надо проверить, состоит ли кредитная организация, обслуживающая вас в АРБ. Если банк, нарушивший права клиента, состоит в АРБ, то вопрос будет решен достаточно быстро.
Роспотребндзор в отличие от АРБ обладает гораздо большими законными полномочиями. Обратиться в данную организацию стоит если банк нарушил права потребительского характера. При этом под нарушение может попасть фактически что угодно. Это может быть навязывание дополнительных услуг, изменение процентной ставки в большую сторону, незаконное списание денежных средств со счета. Как подать жалобу ?! Можно обратиться лично или же подать ее через официальный сайт Роспотребнадзора.
Все что остается – это перейти по ссылке «Составить». Надо составить само обращение и отправить его непосредственно в Роспотребнадзор. Вместе с жалобой надо приложить документы и иные сведения, подтверждающие вашу правоту.
Еще один вариант для обращения ФАС или Федеральная Антимонопольная Служба. Такая организация занимается рассмотрением обращений и жалоб в области защиты предпринимательства. В области банковской сферы Федеральная Антимонопольная Служба проводит наблюдение за предложениями частных кредиторов и рекламой банковских услуг. Например, банк может указать в рекламе одни условия, а в договоре по факту прописать совершенно другие. Обычно это касается процентных ставок, когда человек думает, что берет кредит на выгодных условиях.
В частности, для этих целей обычно используется сайт ведомства, в верхней панели которого есть строка «Написать в ФАС». Обязательно стоит ознакомиться с правилами подачи электронных обращений. После выбора опции «Написать письмо» нужно указать личные данные и получить доступ к кабинету. Саму ситуацию следует обозначить максимально четко с указанием конкретных событий и нарушений со стороны кредитной организации.
Всегда можно пожаловаться на банковскую организацию, МФО, страховую компанию нарушившие ваши права непосредственно при помощи обращения в Центральный банк России. Для подачи жалобы надо зайти на официальный сайт ЦБ и выбрать пункт «Интернет-приемная». После этого выбирайте опцию «Подать жалобу». Далее вам надо указать тему подаваемой жалобы. То есть ее необходимо выбрать из предложенного системой списка. После этого пишется сам текст жалобы, и она отправляется на дальнейшее рассмотрение.
По результатам рассмотрения будет принято решение о применении в отношении банковской организации определенных санкций. Дополнительно можно пожаловаться на действия банка в органы прокуратуры, которые могут инициировать проверку. Окончательный вариант – это обращение в суд, если ваши права как клиента банка, так и не были восстановлены и требования не удовлетворены.