В системе налогового обложения Российской Федерации есть такое понятие, как налоговый мониторинг. Он собой представляет одну из форм контроля, когда инспекция ФНС не проводит выездные и камеральные проверки. Она просто наблюдает за тем, исполняет ли фирма нормы и правила действующего налогового законодательства. Делается налоговый мониторинг на основании бумаг, которые в ФНС представляет юридическое лицо. При этом налоговая служба в отдельных ситуациях у компании может попросить дополнительные документы вместе с пояснениями. Если в ходе подобных мероприятий обнаружатся нарушения либо ошибки, то тогда плательщику налогов не назначаются санкции в виде штрафов.
Его просят исправить ситуацию, и для этого придуман особый механизм в виде мотивированного мнения. Таким образом существенно быстрее проходит проверка, нет лишних бумажных бюрократических проволочек. Проверить документы с выездом в компанию представители налоговой службы могут только в исключительных ситуациях.
Важно отметить то, что при налоговом мониторинге фирму проверять начинают, не дожидаясь времени, когда закончится отчетный год. Это могут сделать уже с первого января текущего календарного года. Проверку по закону представители ФНС обязаны закончить до первого октября следующего года. Юридическое лицо в свою очередь может быть уверено в том, что за прошедший календарный год доначислений и штрафов не будет.
Вплоть до 2021 года такой режим был доступен лишь достаточно крупным компаниям с солидным оборотом. Но сейчас в него может вступить даже средний бизнес. Фирма может подать в ФНС заявку на проведение налогового мониторинга если она соответствует всем установленным законным критериям. Условия должны быть следующими:
Все эти факторы в совокупности оцениваются Федеральной налоговой службой перед тем, как принять фирму в режим налогового мониторинга. Каким образом налоговая служба может получать информационные сведения для организации и проведения налогового мониторинга? Можно дать прямой доступ инспекторам к системе налогов. Также сведения передаваться могут через оператора ЭДО или аналитическую витрину данных. На практике удобнее всего передавать информацию через оператора ЭДО. В этом случае компания собирает все требуемые бумаги для проведения налогового мониторинга. Затем она отправляет их в ФНС по специальным телекоммуникационным каналам. При налоговом мониторинге обычно не делаются выездные или камеральные налоговые проверки. Но есть и исключения. Например, когда досрочным образом прекращается сам мониторинг.
Мотивированное мнение представляет собой специальный документ. В нем подробно описывается позиция Федеральной налоговой службы по определенным ситуациям. Составляется представителями налоговой службы мотивированное мнение в следующих случаях:
И это мотивированное мнение надо исполнить. Например, можно исправить налоговую декларацию или внести определенные изменения в отчет. Компанию не могут оштрафовать либо доначислить налоги, если она делала все на основе мотивированного мнения. Но только тогда, когда у ФНС были сведения о том, что информационные данные были представлены достоверным образом. Для вступления в режим налогового мониторинга надо обратиться в ФНС, подать туда заявление о его проведении.
Потребуются такие документы, как регламент информационного взаимодействия, налоговая учетная политика, сведения об участниках бизнеса с долей больше двадцати пяти процентов, сведения о системе внутреннего контроля фирмы.