В соответствии с установленными нормами уголовно-процессуального законодательства РФ оперативно-розыскные мероприятия или ОРМ это специальные действия, направленные на раскрытие преступлений. Они играют важное значение при расследовании совершенных общественно-опасных деяний. Правильно проведенные ОРМ составляют костяк доказательственной базы по уголовному делу, используемый стороной обвинения.
Все, проведенные оперативные мероприятия обязаны быть отражены в процессуальных материалах, которые приобщаются к уголовному делу.
Первая ошибка связана с ненадлежащим лицом. Например, мероприятия осуществляются на основании вынесенного решения руководителя органа, проводящего оперативно-розыскную деятельность. На существующей практике оно может утверждаться, например, заместителем начальника или начальником подразделения. Серьезным нарушением считается момент, когда процессуальные документы, составленные в ходе ОРМ были подписаны не тем лицом и поэтому их можно обжаловать. Неправомерно, если подобные документы были подписаны представителями ОМОНа, участковыми уполномоченными, постовыми. В частности, законодательство отражает то, что участковые или постовые милиционеры не относятся к оперативным подразделениям, которые могут проводить ОРМ.
Далее надо сказать о ошибки при проведении оперативно-розыскных мероприятий, когда на их проведение нет законных оснований. Это в итоге приводит к тому что в суде фактически сложно доказать, какие сведения явились основанием для ОРМ. Представители защиты в таких ситуациях имеют право требовать детальное описание оснований для ОРМ. Как минимум они обязаны присутствовать в рапорте. Также основания должны содержаться в описательной части и в постановлении о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности.
Проводятся по закону оперативные эксперименты на основании информации о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Одним из грубых нарушений можно назвать отсутствие постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Надо выносить в обязательном порядке соответствующее постановление. Оно называется постановлением о проведении оперативного эксперимента. А еще при ОРМ не всегда нужны понятые. Но они могут привлекаться на разных этапах организации и проведении следственных действий. Уголовно-процессуальное законодательство не требует в обязательном порядке приобщения понятых. Часто присутствие понятных лиц – это слабая точна стороны обвинения. Они могут не прийти по вызову либо забыть.
Или, когда в процессуальных документах неправильно названо ОРМ. Встречаются такие формулировки, как комплекс ОРМ или следственный эксперимент. Между тем законом об оперативно-розыскной деятельности предусмотрено название оперативный эксперимент. Иное название нарушение норм процессуального законодательства, и оно в отдельных случаях может привлечь признание полученной доказательственной базы недопустимой. Неправомерным также считается смешивание процессуальных процедур. В частности, когда изначально делается оперативный эксперимент по делам о взяточничестве, а затем при изобличении получателя взятки составляется такой документ, как протокол об административном правонарушении с изъятием денег, ценных бумаг, драгоценностей и иных предметов, имеющих материальное значение.
Оспорить можно незаконный досмотр и изъятии предметов, денег, так как это тоже считается ошибкой при проведении оперативно-розыскных мероприятий. При документировании факта изъятия предметов и иных ценностей представители правоохранительных органов часто составляют акт досмотра и протокол изъятия с необоснованным ссылками, на законодательные акты. Например, на статью 11 Федерального закона от 18 апреля 1991 «О милиции». И этот НПА не содержит в себе соответствующих оснований. Ошибкой считается нарушение особого порядка ОРМ. Например, когда нарушается неприкосновенность частной жизни или жилища.