Собственники земельных участков, расположенных рядом с лесом или непосредственно на его территории частенько сталкиваются с проблемами, связанными с распоряжением и общим землепользованием. Например, невозможно поставить выделенную земельную территорию на учет. Также государственные органы могут вынести официальный отказ в проведении гражданско-правовых сделок, связанных с участком земли.
Сложно подать иск в суд, связанный с изъятием земельного участка из собственности. И это далеко не первый перечень проблем, с которыми сталкиваются граждане, обладающие спорными участками земли. Расскажем о том, какой выход можно найти из подобной сложной правовой ситуации.
В Российской Федерации есть так называемый двойной учет. Одни и те же земельные территории могут обладать разным типом предназначения. Например, земли лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов. Наиболее остро проблема с землями лесного фонда стоит в Новосибирской, Ленинградской, Красноярской, Иркутской области. Люди в данных территориях получившие землю много лет назад, даже еще при существовании Советского союза пытаются доказать свое право на пользование и распоряжение участками. Большинство граждан не могут оформить собственность либо сталкиваются с проблемами, связанными с регистрацией.
Причина проблем часто кроется в том, что не совпадают официальные сведения из Государственного реестра недвижимости и сделок с ним и данных из Лесного реестра Российской Федерации. Дело в том, что из-за этого органы лесхоза стали ставить участки земли на государственный учет. Именно по этой причине начали появляться расхождения в официальных документах. Гражданин мог попросту купить участок земли отнесенный под строительство своего дома, а потом обнаружить что он относится непосредственно к земельному фонду. В отдельных случаях люди столкнулись с требованием даже освободить участок и снести выстроенные постройки.
Обращаться приходится в суд и иски связаны с просьбой о признании права собственности на землю. По подобным категориям дел судебная практика носит достаточно противоречивый характер. Обычно в качестве истца выступает Росимущество и его представители требуют изъятия спорных участков у их владельцев. Само судебное разбирательство затягивается по причине дополнительных проверок сроков, явок, извещения, анализа формы документов. В результате этого выиграть судебное дело достаточно сложно и поэтому стоит обязательно заручиться поддержкой опытного юриста, хорошо разбирающегося в земельных правоотношениях. При рассмотрении гражданских дел судьи часто отдают предпочтение государственным организациям, ведь по закону земли лесного фонда считаются федеральной собственностью.
Отсутствие нормального регулирования земельных правоотношений привело к тому, что появился такой законопроект, как лесная амнистия. Он призван узаконить спорные границы земельных участков. Добросовестные собственники участков земли, расположенных в лесном фонде на основании лесной амнистии выведут свои земельные участки из лесных земель. Это поможет передвинуть границы и пользоваться в дальнейшем землей по закону без каких-либо проблем.
С прошлого года за лесной амнистией граждане могут обращаться как за государственной услугой. До 2019 года собственники участников земли могли обратиться с заявлением о применении лесной амнистии в территориальные органы лесного хозяйства Российской Федерации. Срок рассмотрения заявления от собственника составлял порядка полугода и это было крайне много. В законодательство РФ были внесены определенные изменения, и они стали так называемой государственной услугой «Приведение сведений государственного реестра недвижимости». На основании данного фактора собственник может обратиться с заявлением о лесной амнистии на специализированный интернет ресурс. В заявлении надо обозначить то, что собственник земельного участка обращается для того, чтобы устранить явные противоречия в сведения государственного реестра и установлением принадлежности земли к той или иной категории землепользования.
При обращении касательно проведения лесной амнистии надо подготовить не только заявление, но и предварительно собранный пакет документов. В него по закону включается следующая документация, такая как:
Также отказ выносится при явных ошибках, исправлениях, помарках в тексте заявления, фальсификации информации. Рассматривать заявление и пакет документов должны территориальные органы лесного хозяйства обращаться в которые заявитель должен по месту своего проживания. Например, в столице они представлены таким государственным органом, как Мособлкомлес. Срок рассмотрения документов и заявления в соответствии с установленными законодательными нормами составляет десять рабочих дней с момента регистрации заявления о регистрации права на лесную амнистию в соответствующем государственном органе. Результатом рассмотрения может выступать решение о том, что земельный участок приводится в соответствии со сведениями ЕГРН в порядок, и он не относится и не имеет пересечений с землями лесного фонда.