Патентом в системе миграционных правоотношений принято называть специальный документ. Он требуется каждому безвизовому иностранному гражданину, который желает осуществлять свою трудовую деятельность в Российской Федерации. Но при этом далеко не каждый иностранец может стать его обладателем. Он нужен всем зарубежным гражданам, за исключением граждан из ЕАЭС, куда входит Республика Беларусь, Армения, Киргизия, Казахстан.
Для получения данного документа иностранец обязан подготовить пакет документов, и потом их подать в отделение Министерства Внутренних Дел по месту проживания.
Сам патент выглядит как пластиковая карта с цветной фотографией человека. В ней обозначается ФИО иностранного гражданина, его пол, дата рождения, регион страны, в котором он может осуществлять свою трудовую деятельность, срок выдачи патента и дата его оформления. При этом регион выдачи патента решает, указывать в нем или нет профессию иностранного гражданина. Этот документ существенно отличается от разрешения на работу, которое по закону выдается только высококвалифицированным специалистам. Патент могут получить все иностранные граждане, не нарушающие нормы закона.
Все основания, по которым государственные органы не выдают патенты перечислены в Федеральном законе под номером 115 от 25 июля 2002 года. К ним относится следующее:
Если говорить о статистике, то одной из самых распространенных причин отказа выступает предоставление сведений, имеющих ложный характер. Это могут быть ложные данные, фиктивная либо вовсе отсутствующая информация в базах МВД на человека по месту его фактического пребывания.
Если иностранному гражданину не выдают патент, то он получает бланк-извещение о данном факте. В этом документе прописывается основание для вынесенного отказа. Важно отметить то, что срок действия отказа в выдаче патента для иностранных граждан действует в течение одного календарного года. Поэтому повторно сдать документы для получения патента иностранцам можно только через один календарных год после вынесения отказа на основании установленных законодательных норм Российской Федерации. Внимательность при сборе, заполнении и подаче документов, а также знание правил получения патента экономят силы и время. Поэтому не стоит действовать самостоятельно. Лучше обратиться в этом случае к миграционному юристу, который сэкономит деньги и время.
При вынесенном отказе следует осуществить обращение в ММЦ. Отказ, вынесенный государственными органами, обоснованно приведет к тому, что иностранный гражданин будет вынужден покинуть территорию Российской Федерации.
Это девяносто календарных дней. Важно! Есть момент, который касается периода обжалования неправомерно вынесенного решения. Иностранцам для повторного рассмотрения документов и проверки правомерного отказа нужно обратиться с заявлением в вышестоящую организацию. Также по закону вопрос можно решить в порядке обращения в судебные органы. Чаще всего граждане обращаются в целях обжалования в Миграционный центр при МВД по месту проживания. Дается иностранцу на обжалование решения в Миграционном центре три календарных дня. Если обращение в первую инстанцию не принесло желаемого результата, то можно направить исковое заявление в суд. Здесь в дополнении к письменному отказу понадобится приложить официальное решение от руководства Миграционного центра. В соответствии с Кодексом административного судопроизводства исковое заявление иностранному гражданину можно подать в течение трех календарных месяцев.
При этом юристы не рекомендуют затягивать сроки с подачей документа, так как судебное производство может затянуться. А без патента человек не сможет продолжать работать. И более того, его пребывание в стране становится нелегальным.