Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Момент, с которого лицо узнало или должно было узнать о нарушении его права, зависит от характера нарушения и других фактических обстоятельств конкретного дела. При определении этого момента принимаются во внимание не только объективные факторы, но и разумность поведения самого истца.
Течение срока исковой давности по требованию, связанному с нарушением прав физических лиц, не обладающих полной гражданской или гражданской процессуальной дееспособностью, начинается со дня, когда об обстоятельствах, указанных в ст. 200 ГК РФ, узнал или должен был узнать любой из их законных представителей, в том числе орган опеки и попечительства.
Если нарушение прав названных лиц совершено их законным представителем, срок исковой давности по требованиям к последнему, исчисляется либо с момента, когда о таком нарушении узнал или должен был узнать иной законный представитель, действующий добросовестно, либо с момента, когда представляемому стало известно либо должно было стать известно о нарушении его прав и он стал способен осуществлять защиту нарушенного права в суде, то есть с момента возникновения или восстановления полной гражданской или гражданской процессуальной дееспособности.
Исковая давность по требованиям юридического лица по общему правилу начинает течь со дня, когда об обстоятельствах, указанных в ст. 200 ГК РФ, узнало или должно было узнать лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица. Изменение состава органов юридического лица или переход полномочий по управлению его делами к ликвидационной комиссии не влияет на момент начала течения срока исковой давности.
Вместе с тем в случаях, когда права юридического лица нарушены лицом, входящим в состав его органов, срок исковой давности по требованию юридического лица о возмещении причиненных ему убытков исчисляется с момента, когда юридическое лицо получило реальную возможность узнать о нарушении, либо когда о нарушении узнал или должен был узнать контролирующий участник, имевший возможность прекратить полномочия причинившего убытки лица и не аффилированный с ним.
Если в предусмотренных законом случаях с иском о возмещении причиненных юридическому лицу убытков обращается участник юридического лица, срок исковой давности по такому требованию исчисляется с момента, когда этот участник, узнал или должен был узнать о соответствующем нарушении. Аналогичным образом при определенных условиях исчисляется срок исковой давности по требованию участника юридического лица об оспаривании совершенных юридическим лицом сделок.
Срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и т.п.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на момент начала течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования — по окончании такого срока.
По общему правилу обязательства, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, должны быть исполнены должником в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом. В качестве примера случая, когда закон устанавливает иной срок исполнения таких обязательств, можно привести договор займа.
Возникновение регрессного обязательства следует отличать от перехода на основании закона к лицу, уплатившему денежную сумму, права требования, которое имелось у кредитора в отношении должника. В последнем случае имеет место перемена лиц в обязательстве, которая не влияет на течение срока исковой давности, начавшееся у прежнего кредитора. Другими словами, при переходе права к новому кредитору не начинает течь новый срок исковой давности, а продолжает течь срок, возникший у прежнего кредитора.
Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара по частям, а также по требованиям о просроченных повременных платежах, исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу. Аналогичным образом исчисляется срок исковой давности по требованию об уплате начисляемых периодически мер гражданско-правовой ответственности (процентов за пользование чужими денежными средствами, неустойки). По требованиям об уплате таких процентов и неустойки срок исковой давности начинает течь не с момента нарушения обязательства, а отдельно в отношении каждой суммы процентов (неустойки), подлежащей уплате за каждый день просрочки. Законом могут быть предусмотрены и иные специальные правила определения начального момента срока исковой давности.
Дата окончания срока исковой давности определяется по общим правилам о сроках. В частности, если последний день срока исковой давности приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Применительно к решению вопроса о соблюдении истцом срока исковой давности днем обращения в суд признается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда. Исковое заявление, направленное в суд по почте, считается поданным в срок, если из почтового штемпеля, квитанции или иного документа, подтверждающего прием корреспонденции, следует, что оно сдано в отделение связи до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Истцу не может быть отказано в защите права, если до истечения предельного десятилетнего срока имело место обращение в суд в установленном порядке или обязанным лицом совершены действия, свидетельствующие о признании долга. Для наступления предусмотренных этим разъяснением последствий необходимо по общему правилу, чтобы указанные в нем обстоятельства имели место в рамках как предельного десятилетнего срока, так и срока исковой давности (поскольку истечение последнего является самостоятельным основанием отказа в иске. Исключением являются случаи, когда признание долга сделано по истечении срока исковой давности (но в пределах десятилетнего срока) в письменной форме.