Любой человек, исполняющий свои трудовые обязанности обладает правами и обязанностями, включая и продавца. Если говорить о правах продавца в отношении клиента, то он может принимать решения в рамках своей компетенции. Также они могут предлагать варианты для улучшения работы администрации торговой точки допустим для повышения продаж. Может продавец потребовать от руководства выплату заработной платы, отпускных, декретных, улучшения условий труда, если есть явные нарушения норм трудового законодательства Российской Федерации.
В первую очередь продавец должен вежливо обслуживать и общаться с покупателями в торговой точке. Продавец обязан не допускать очередей на кассе, подсчитывать полную стоимость товарной продукции, отвечать на вопросы от покупателей о товарах. При обращении покупателей с некачественным товаром продавец проводит замену продукции.
Это значит не только нахождение в рабочей форме, но и отсутствие признаков, например. алкогольного опьянения. Продавец обязан информировать руководство торговой точки обо всех проблемах и недостачах, которые возникают в поле его ответственности при реализации товара. Должен продавец помимо прочего соблюдать установленную регламентом торговой сети трудовую и производственную дисциплину, включая правила охраны труда. Он обязан передавать покупателю товар и принимать за него соответствующую денежную плату.
Продавец-кассир обслуживает покупателей на кассе. Такие работники несут ответственность не только за продукцию, но и за денежные средства, которые были получены в ходе реализации товаров. Помимо обслуживания продавцы-кассиры также ведут кассовую документацию, принимают участие в проведении инвентаризации, следят за текущим запасом кассовой ленты, проводят инкассацию как приходных, так и расходных ордеров. Следят продавцы-консультанты за тем, как закрывается кассовая лента и заполняют в конце рабочего дня кассу, сверяя наличные средства, полученные от покупателей. Если есть ошибки, то тогда они следуют обязательному устранению.
Продавец-консультант в отличие от продавца-кассира обладает немного отличными обязанностям. В первую очередь такие работники не следят за кассой и не несут ответственность за нее. Они обычно работают с покупателями в торговом зале, занимаясь также сортировкой, презентацией, выкладкой товаров. Помимо прочего продавцы-консультанты ведут отчетность поступающего, реализованного и оставшегося товара.
А вот старшие продавцы занимаются организацией торгового процесса. Включает это руководство рабочим коллективом, разрешение конфликтных ситуаций, оперативное реагирование на поступившие информационные сведения, коррекция работы как продавцов, так и стажеров. Занимаются помимо прочего старшие продавцы планированием, аналитической работой в плане увеличения продаж, обеспечением бесперебойности продаж, контроль за чистотой в торговом зале, активностью продавцов, отсутствием очередей.
Права и обязанности продавца, как и несение им ответственности в соответствии с установленными нормами гражданского законодательства Российской Федерации устанавливаются на основании положений регламента.
Продавец имеет право получать премии и доплаты по мере выполнения установленным регламентом правил по реализации продукции. Может продавец продовольственных или непродовольственных товаров участвовать в профильном обучении, повышении квалификации, тренингах, которые организовываются работодателем.
Имеет продавец полное право на получение специальной рабочей одежды. Выдается спецодежда за счет средств торговой сети или магазина. График и иные условия труда для продавца устанавливаются по правилам регламента, который является внутренним документом магазина. В отдельных случаях продавцы имеют право на получение профильного обучения за счет средств магазина.