В соответствии с установленными законодательными требованиями Российской Федерации человек, ведущий бизнес имеет право на обжалование действий налоговых органов. Поговорим о том, как можно сделать обжалование правильно с юридической точки зрения. Стоит отметить то, что сразу в суд обратиться невозможно сразу, так как есть порядок предварительного претензионного обжалования. Сначала придется обратиться в вышестоящий налоговый орган. Плательщику налогов в первую очередь надо составить так называемые возражения на претензии, которые содержатся в акте проверки от ФНС. И потом возражения по закону обязаны быть отправлены в течение одного календарного месяца в налоговую службу. В возражениях обозначается дата и акт проверки. Помимо прочего подробно следует изложить почему плательщик налогов выражает несогласие с актом, какие его законные права были нарушены. Гражданину в дальнейшем сообщат, когда и где будет рассматриваться акт проверки и возражения. Он может, кстати, находиться в это моменте в ФНС, давать свои показания, устные пояснения.
Тут стоит сказать о том, что можно оспорить решение о привлечении к ответственности путем обращения в судебные органы по месту проживания либо регистрации. Руководитель налогового органа обязан при рассмотрении объяснить, кто ведет налоговое дело, установить факт явки лиц, проверить полномочия доверенного лица, разъяснить права граждан. Подавать возражения можно лично через канцелярию Федеральной налоговой службы, по почте России, через своего законного представителя.
Жалоба на действия представителей ФНС подается в ответ на вынесенные акты или решения, которые нарушают права плательщика налогов. Ее можно направить в течение одного календарного года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать. Что касается апелляционной жалобы, то она подается тогда, когда решение о привлечении к ответственности еще не вступило в силу закона. Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Без доверенности интересы по закону юридических лиц представлять могут законные представители организации. Например, руководители, председатели, генеральные директора. Если дело касается физических лиц, то это родители, попечители, опекуны.
Срок принятия решения по жалобе составляет в соответствии со статьей 140 НК РФ один месяц, отсчитываемый со дня подачи документа. На протяжении трех рабочих дней плательщику налогов скажут о том, какое решение было принято. Апелляционная жалоба направляется в тот же налоговый орган, который вынес свое решение. Жалобу подавать важно. В первую очередь для того, чтобы потом ваши претензии рассмотрел районный или арбитражный суд. Это несложно, бесплатно, без необходимости привлечения юристов. Составить саму жалобу можно как на все решение налогового органа в целом, так и в отношении каких-то его частей. В документе нужно обозначить причины, по которым были нарушены ваши законные права как плательщика налогов и сборов. Образец жалобы можно найти на официальном сайте Федеральной налоговой службы.
Если плательщик налогов не согласен с решением вышестоящего органа ФНС, то тогда можно подать исковое заявление в суд. В иске обозначается наименование судебного органа, адрес нахождения истца, название и дата принятия оспариваемого налогового акта, цена иска, если он подлежит оценке, ссылки на законы и нормативно-правовые акты. При этом при возможности лучше обратиться к опытному юристу для подготовки, написания и подачи искового заявления для судебного органа.