В соответствии с установленными законодательными нормами Российской Федерации для ряда гражданско-правовых сделок нормально, если они заключены между двумя сторонами и закреплены подписью. В других ситуациях не обойтись без участия представителя нотариальной конторы.
Если вы заключаете договор, связанный с куплей или продажей определенного объекта недвижимого имущества, то тогда обращаться к нотариусу не обязательно. Услуги нотариата включают в себя тарифы и таким образом можно сэкономить денежные средства.
Тем не менее законодательство не запрещает обращение к нотариусу для того, чтобы оформить сделку купли-продажи нотариальным образом. В этом есть и определенные плюсы, которые заключаются в том, что можно обезопасить стороны от таких рисков, как покупка жилья с обременением или же неуплата.
Возникают случаи, когда при оформлении сделки купли-продажи без участия представителя нотариальной конторы просто не обойтись. В частности, обязателен нотариус если:
Например, есть два собственника жилого дома. Если они продают дом полностью или по половине, то тогда без услуг нотариуса просто не обойтись. В таком случае порядок оформления сделки включает в себя в первую очередь обращение к нотариусу. Привязка к месту жительства тут роли не играет.
Перечисленный выше список документов предназначен непосредственно для продавцов. Если говорить о покупателе дома или квартиры, то ему потребуется паспорт, свидетельство о заключении брака, если квартира берется в ипотеку, то тогда нужны документы об одобрении кредита банковской организацией.
В первую очередь стороны сделки должны прийти на предварительную консультацию к нотариусу. На нее приносятся соответствующие документы. Нотариус в свою очередь внимательно изучает представленные сведения и назначает дату, когда будет заключен и заверен нотариальным образом договор купли-продажи. Составлением договора занимается сам нотариус и в целом на стандартную сделку уходит порядка 7 рабочих дней.
Нотариусом проверяется правоспособность и дееспособность сторон сделки, оглашается текст договора, изучаются все данные и представленные реквизиты. После этого договор купли-продажи распечатывается нотариусом на особом специальном бланке, который им удостоверяются, а стороны ставят свои подписи. В завершении процедуры сделки документ скрепляется гербовой печатью нотариуса. Окончательный этап оформления и перехода права собственности – это регистрация сделки купли-продажи в органах Росреестра.
Обратиться в Росреестр можно самостоятельным образом, через МФЦ или представителя по нотариально-заверенной доверенности. Вместе с заявлением и правоустанавливающими документами в органа Росреестра подается также квитанция об оплате государственной пошлины. В 2021 году ее размер составляет 2000 рублей за регистрацию. Саму квитанцию взять можно непосредственно в Росреестре и оплатить затем в отделении абсолютно любого банка. Срок регистрации составляет порядка одной недели.
В завершении следует сказать, что стоимость оформления сделки купли-продажи через нотариуса формируется из нескольких элементов, в которые включается сам нотариальный тариф, правовые и технические услуги. Тарифы устанавливаются в главной нотариальной палате региона к которой имеет территориальное прикрепление нотариус, к которому обращаются стороны сделки. Все тарифы не имеют единого регламентированного значения, и они имеют различия в зависимости от суммы купли-продажи объекта недвижимого имущества.
Взиматься могут также расходы и на некоторые дополнительные услуги и величину их определяет представитель нотариальной конторы. Оплачивать сделку может как продавец, так и покупатель. Бывают случаи, когда стороны делят оплату между собой поровну. Нотариус поможет устранить множество рисков. Он проверит юридическую чистоту сделки, оценит правоспособность и дееспособность сторон, окажет консультации по передаче денежных средств, проверит есть ли аресты или иные виды обременений на объекте жилой недвижимости.