Судебная претензия – это особый процессуальный документ. Он представляет собой выражение недовольства невыполнением обязательств по договору, качеством товаров или услуг которое оформляется в письменном виде и отправляется либо передается физическому или юридическому лицу. Претензия должна быть рассмотрена и на нее дается ответ.
Также претензией называют жалобу. Она призывает к тому, чтобы нарушитель исправил ситуацию и понес наказание в соответствии с установленными законодательными нормами. Обычно она относится к определенным категориям гражданско-правовых споров. В первую очередь претензия позволяет в некоторых ситуациях урегулировать спор прежде всего мирным путем. При помощи нее можно минимизировать свои издержки избежав утомительного судебного процесса.
Претензионный порядок урегулирования гражданского спора является обязательным в те моменты, когда он предусмотрен действующими нормами закона или регламентирован между сторонами договорными отношениями.
Отметить надо и споры в системе гражданских правоотношений для которых по закону не требуется соблюдение допретензионного порядка.
При этом стоит отметить то, что законодательство не запрещает подачу претензии в том случае, если претензионный порядок не предусмотрен категорией вашего спора. Это будет не лишним и возможно поможет вам.
Поговорим о том, как можно составить претензию правильно. В первую очередь документ составляется в простой письменной форме. В нем должна содержаться полная и максимально достоверная информация о произошедшем событии.
В тексте документа указывается срок в течение которого адресат должен дать свой официальный ответ на предъявленную письменную претензию. Если срока нет, то по общим процессуальным правилам он составляет десять календарных дней.
Поговорим о таком важном моменте, как передача досудебной претензии адресату. В первую очередь она может быть вручена путем использования почтового сервиса. Но важно выбрать при этом не простое, а заказное письмо с уведомлением. Таким образом вы можете быть уверены в том, что конечный адресат все-таки получил вашу претензию. По расписке получателя будет понятна дата, когда он узнал о законных требованиях потерпевшей стороны. Чек, подтверждающий отправку документа, станет доказательством исполнения досудебной процедуры разрешения спора, поэтому его надо хранить и прикладывать к исковому заявление, если вам не ответили на претензию.
Составлять ее надо в двух экземплярах вместе со всеми приложенными документами. Один экземпляр отдается адресату, а второй остается у заявителя. Обязательно попросите лицо, принявшее претензию подставить подпись с датой и расшифровкой о ее получении. Желательно, чтобы обращению присвоили регистрационный номе. Если вручаете бумагу лично в руки, позаботьтесь о наличии свидетелей.
Но все равно в письменном виде ее отправить также придется. Все документы и саму претензию перед отправкой по e-mail следует заверить нотариальным образом. Если вы находитесь в транспортной доступности, то тогда лучше конечно же передавать претензию лично, а не по почте.
Поговорим в конце об установленным законодательными нормами сроках для рассмотрения адресатом предъявленной ему претензии. Согласно гражданскому законодательству Российской Федерации срок рассмотрения претензии оговаривается в тексте договора, который был заключен сторонами по делу. Если этого положения нет, то тогда есть внутриотраслевые нормы. То есть 10 дней для налоговых, имущественных и неимущественных споров, 14 дней для розничной торговли, 60 дней услуг связи и перевозок. В общем случае недовольной стороне нужно дождаться истечения разумного срока, который обычно принимается за 30 дней. Если требования не будут удовлетворены, то тогда надо обращаться с иском в судебные органы.