В отношении посетителей ресторанов действуют правила, касающиеся норм Федерального закона «О защите прав потребителей». Посетитель кафе, бара или ресторана – это так называемый заказчик услуги. Ресторан в свою очередь перед посетителями услугу выполняет. Если говорить о письменных обязательствах, то они выражаются тем, что в ресторане вам по заказу приносят выбранные блюда, а вы в свою очередь обязуетесь оплатить их стоимость.
А еще посетитель ресторана имеет право на то, чтобы знать полностью информацию о том, что продукты питания соответствуют требованиям СанПиНа и Роспотребнадзора.
Поговорим о том, как можно отказаться от блюда. Например, если вы заказали стейк, а вместо него вам принесли салат, то тогда вы можете не оплачивать блюдо, которое не соответствует позиции в меню. Но важно сообщить администратору или же официанту об этом до того, как вы попробуете блюдо. В идеале вообще не надо дотрагиваться к еде и сразу же придется позвать официанта, чтобы объяснить ему ситуацию.
Также бывают случаи, когда у повара ресторана на кухне заканчивается определенный ингредиент либо продукт. Повар может решить заменить его на другой, что вполне естественно. В хороших ресторанах, следящих за своей репутацией об этом факте клиенту заведения сообщают до того, как он выберет позицию из меню. Сам посетитель ресторана должен отказаться от еды или дать согласие на замену ингредиента. Например, в роллах место авокадо может отказаться огурец. Вы как посетитель ресторана имеете полное право на то, чтобы не платить за блюдо или попросить скидку на него. Опять же упор делать надо на то, что еда не соответствует той, которая обозначена в меню.
Клиенту ресторана говорится то, что комплимент бесплатный, а потом посетитель узнает, что он включен в стоимость счета. Помните о том, что вы как посетитель можете не оплачивать подарок и отказаться от него. По закону ресторан, относящийся к точке общественного питания должен предупреждать своих посетителей о любых дополнительных услугах платного характера. А еще ресторан обязан донести все о весе предлагаемого готового блюда. Если указано, допустим 450 грамм салата, а принесли гораздо меньше и это видно невооруженным взглядом, то тогда можно попросить официанта взвесить блюдо при вас. Знайте, что такая ситуация – это прямой обман потребителя. И при этом ресторан могут даже оштрафовать по закону на сумму до пятидесяти тысяч рублей.
Ресторан на основании норм ФЗ «О защите прав потребителей» обязан предлагать гражданам только качественные блюда, которые не должны нанести вред здоровью посетителей. То есть блюдо, которое вам принесут, должно быть съедобным и не должно навредить здоровью. Точкам общественного питания не запрещено предлагать людям экзотические либо свои фирменные блюда, но вы как потребитель услуги должны знать, что в итоге получаете.
Ну и в завершении надо поговорить о посторонних продуктах. Самая распространенная ситуация – это волосы в еде, которые не должны быть там. Помните о том, что некачественная еда повод обратиться не только в Роспотребнадзор, но и в судебные органы, чтобы потребовать с ресторана как материальную, так и моральную компенсацию.
По статистике ошибки в ресторанах среднего и премиум-класса часто признают и потом исправляют, а в качестве извинения предлагают бесплатные десерты или другие блюда. В недорогих ресторанах и сети фаст-фудов ситуация несколько иная. Стойте на своем и попросите принести вам книгу предложений и жалоб. Она должна быть в каждой точке общественного питания по закону. В книге без лишних эмоций и максимально корректно опишите свою проблему, указав, какие недостатки у блюда вами были обнаружены. Свой отзыв лучше сфотографировать, ведь недобросовестная администрация может посодействовать тому, что он может пропасть, но при этом у вас на руках будут доказательства.
Рестораны, дорожащие своей репутацией не допустят длительных проверок и судебных тяжб, так как им это просто невыгодно. А в целом, чтобы не было проблем на будущее более тщательным образом выбирайте ресторан. Обязательно почитайте отзывы об точке общественного питания. Если проблемы и неприятные ситуации в кафе, баре, ресторане все же были, то тогда недовольные посетители точно укажут об этом в отзывах.